В 2025 году структура причин просрочек и задолженностей существенно изменилась. Лизингополучатели чаще сталкиваются с кассовыми разрывами из-за задержек оплаты от своих заказчиков. При фиксированных лизинговых платежах все острее проявляется влияние сезонных колебаний выручки. Ситуацию осложняют незапланированные простои техники, вызванные перебоями с поставками запчастей и комплектующих, повышенная ключевая ставка. Особенно критичной становится потеря значимых контрактов — в текущих условиях компаниям требуется значительно больше времени на поиск новых заказчиков. Все это приводит не только к просрочкам, но и к
увеличению количества изъятий предметов лизинга.
В цифрах статистики это выливается в следующие показатели:
«…доля ЧИЛ [чистые инвестиции в лизинг] с просроченной задолженностью более 90 дней за период с 01.10.2023 по 01.10.2024 выросла с 0,8 до 1,6%, а доля изъятого имущества в ЧИЛ — с 1,2 до 2,8%». (из отчета «
Рынок лизинга по итогам 9м2024» от «Эксперт РА»).
При этом стандартные подходы к управлению дебиторской задолженностью и просрочками или даже реструктуризация уже не решает проблему — нужен индивидуальный подход к каждому сложному случаю с учетом специфики бизнеса клиента.