07
Марта 2025
Монетизация дополнительных услуг лизинга
Как меняется рынок лизинговых услуг
Как меняется рынок лизинговых услуг
Рассмотрим несколько значительных для отрасли изменений, которые способствуют развитию кросс-продаж в лизинге.
Во-первых, наблюдается устойчивое снижение маржинальности основного продукта. В условиях, когда большая часть клиентов сравнивает предложения нескольких лизинговых компаний перед заключением сделки, лизингодатели вынуждены снижать процентные ставки для удержания клиентов. При этом стоимость фондирования не демонстрирует пропорционального снижения, что создает дополнительное давление на маржинальность бизнеса.
Во-вторых, усиливается конкуренция за платежеспособных клиентов. Лизинговые компании активно борются за надежных лизингополучателей с хорошей кредитной историей и устойчивым финансовым положением. Это приводит к тому, что срок принятия решения о смене лизингодателя сократился с нескольких месяцев до пары недель. При этом примечательно, что основным фактором выбора становится не столько ценовое предложение, сколько качество и удобство сервиса.
В-третьих, кардинально меняются потребительские привычки лизингополучателей. Современный бизнес ожидает от лизинговых компаний такого же уровня цифрового сервиса, какой они привыкли получать в банках и финтех-компаниях. Клиенты больше не готовы тратить 3−4 часа ежемесячно на запросы базовой информации по договорам или ждать 25−30 дней урегулирования страхового случая. Они ожидают мгновенного доступа к информации, быстрых решений по заявкам и удобных цифровых инструментов для повседневного взаимодействия.
В ответ на эти изменения лизинговые компании развивают дополнительные услуги: страхование, техническое обслуживание, топливные карты, телематику. Это позволяет компенсировать падение процентной маржи и укрепить отношения с клиентами за счет комплексного обслуживания.
Во-первых, наблюдается устойчивое снижение маржинальности основного продукта. В условиях, когда большая часть клиентов сравнивает предложения нескольких лизинговых компаний перед заключением сделки, лизингодатели вынуждены снижать процентные ставки для удержания клиентов. При этом стоимость фондирования не демонстрирует пропорционального снижения, что создает дополнительное давление на маржинальность бизнеса.
Во-вторых, усиливается конкуренция за платежеспособных клиентов. Лизинговые компании активно борются за надежных лизингополучателей с хорошей кредитной историей и устойчивым финансовым положением. Это приводит к тому, что срок принятия решения о смене лизингодателя сократился с нескольких месяцев до пары недель. При этом примечательно, что основным фактором выбора становится не столько ценовое предложение, сколько качество и удобство сервиса.
В-третьих, кардинально меняются потребительские привычки лизингополучателей. Современный бизнес ожидает от лизинговых компаний такого же уровня цифрового сервиса, какой они привыкли получать в банках и финтех-компаниях. Клиенты больше не готовы тратить 3−4 часа ежемесячно на запросы базовой информации по договорам или ждать 25−30 дней урегулирования страхового случая. Они ожидают мгновенного доступа к информации, быстрых решений по заявкам и удобных цифровых инструментов для повседневного взаимодействия.
В ответ на эти изменения лизинговые компании развивают дополнительные услуги: страхование, техническое обслуживание, топливные карты, телематику. Это позволяет компенсировать падение процентной маржи и укрепить отношения с клиентами за счет комплексного обслуживания.

Потенциал дополнительных услуг в лизинге
Потенциал дополнительных услуг в лизинге
Анализ российского и международного рынка лизинга выявляет несколько категорий востребованных дополнительных сервисов. Среди них наибольшим спросом пользуются услуги страхования (КАСКО, ОСАГО, GAP-страхование), которые составляют значительную долю дополнительного дохода лизинговых компаний. Программы технического обслуживания также формируют существенную часть дополнительной выручки. Топливные решения, включая карты со скидками и системы контроля расхода, дополняют линейку прибыльных непроцентных продуктов.
Анализ клиентского пути выявляет ключевые точки для монетизации дополнительных услуг:
- этап оформления договора: страховые продукты, расширенная гарантия
- период эксплуатации: техническое обслуживание, телематические сервисы, топливные программы
- завершение договора: услуги по выкупу, продлению или замене предмета лизинга
Рентабельность дополнительных услуг в лизинге значительно выше основного продукта. Маржинальность страховых продуктов, сервисных программ и цифровых решений существенно превышает доходность стандартного лизингового финансирования. При комплексном внедрении дополнительные сервисы способны заметно увеличить общую доходность лизингового портфеля.
Личный кабинет как витрина сервисов
Личный кабинет как витрина сервисов
Цифровой личный кабинет лизингополучателя может быть как инструментом информирования, так и платформой продаж дополнительных услуг лизинговой компании.
Таргетированные предложения могут формироваться на основе профиля клиента, включающего историю взаимодействия с лизинговой компанией, отраслевую специфику бизнеса и характеристики лизингового имущества. Клиенты сельскохозяйственной отрасли могут получать предложения по специализированному страхованию техники в период полевых работ. Транспортным компаниям могут предлагаться программы оптимизации маршрутов и контроля расхода топлива. Строительным организациям — решения по обслуживанию техники в удаленных локациях.
Автоматическая диагностика потребностей клиента может осуществляться через интеграцию с телематическими устройствами и учетными системами. Алгоритмы обрабатывают информацию о пробеге, расходе топлива, характере эксплуатации техники и выявляют потенциальные потребности: от замены расходных материалов до необходимости страхования дополнительных рисков. Система идентифицирует приближение сроков плановых ТО, окончания действия страховых полисов, необходимость сезонного обслуживания.
Эффективность продаж через личный кабинет может быть увеличена при внедрении элементов предиктивной аналитики. Система анализирует сезонные колебания в использовании техники, профиль потребления услуг и может формировать предложения с упреждением до нескольких месяцев. Подобный подход позволяет включать дополнительные услуги в бюджетное планирование клиента и увеличивает вероятность их приобретения.
Таргетированные предложения могут формироваться на основе профиля клиента, включающего историю взаимодействия с лизинговой компанией, отраслевую специфику бизнеса и характеристики лизингового имущества. Клиенты сельскохозяйственной отрасли могут получать предложения по специализированному страхованию техники в период полевых работ. Транспортным компаниям могут предлагаться программы оптимизации маршрутов и контроля расхода топлива. Строительным организациям — решения по обслуживанию техники в удаленных локациях.
- Инструменты допродаж интегрируются в пользовательский интерфейс личного кабинета:
- Информационные баннеры с персонализированными предложениями на основе анализа поведения клиента
- Уведомления о приближении сроков обновления услуг с возможностью моментального продления
- Интерактивные калькуляторы экономической выгоды от подключения дополнительных сервисов
- Упрощенные формы заказа услуг с минимальным количеством полей и встроенной валидацией
Автоматическая диагностика потребностей клиента может осуществляться через интеграцию с телематическими устройствами и учетными системами. Алгоритмы обрабатывают информацию о пробеге, расходе топлива, характере эксплуатации техники и выявляют потенциальные потребности: от замены расходных материалов до необходимости страхования дополнительных рисков. Система идентифицирует приближение сроков плановых ТО, окончания действия страховых полисов, необходимость сезонного обслуживания.
Эффективность продаж через личный кабинет может быть увеличена при внедрении элементов предиктивной аналитики. Система анализирует сезонные колебания в использовании техники, профиль потребления услуг и может формировать предложения с упреждением до нескольких месяцев. Подобный подход позволяет включать дополнительные услуги в бюджетное планирование клиента и увеличивает вероятность их приобретения.
Ключевые направления монетизации
Ключевые направления монетизации
формируют основу дополнительного дохода лизинговых компаний. Кроме стандартных полисов КАСКО и ОСАГО, растет спрос на специализированные страховые решения: страхование финансовых рисков, GAP-страхование, страхование ответственности перевозчика. Конкурентным преимуществом становится цифровизация страховых процессов — от оформления электронного полиса до онлайн-урегулирования убытков. Рентабельность достигается за счет комиссионного вознаграждения от страховщиков и экономии на администрировании.
переходят из категории обязательных требований в источник прибыли. Лизингодатели создают собственные сервисные центры или формируют партнерские сети с дисконтными программами. Перспективными направлениями являются: предиктивное обслуживание на основе телеметрии, мобильные сервисные бригады, программы увеличения межсервисных интервалов. Монетизация происходит через наценку на услуги партнеров и экономию на снижении аварийности.
объединяют решения по контролю эксплуатационных расходов. Топливные карты с дисконтными условиями интегрируются с системами спутникового мониторинга, контроля маршрутов и стиля вождения. Современные системы управления парком включают контроль технического состояния, автоматизацию документооборота и аналитику эффективности использования техники. Доход формируется из комиссий за топливные операции и абонентской платы за телематические сервисы.
включают налоговую оптимизацию лизинговых операций, бухгалтерское сопровождение, консультации по эксплуатации специализированной техники. Растет спрос на аутсорсинг административных функций — от регистрации транспорта до организации утилизации. Монетизация происходит через прямые платежи за консультации либо абонентскую плату за комплексное сопровождение.
трансформируют завершение лизингового контракта в начало нового цикла отношений. Структурированные предложения по замене техники формируются за 3−6 месяцев до окончания договора с учетом рыночной стоимости и состояния имеющегося имущества. Выкуп и реализация техники с вторичного рынка формирует дополнительный доход при грамотной оценке остаточной стоимости. Монетизация включает комиссии за организацию продажи подержанной техники и маржу при заключении новых контрактов.
Экономика внедрения
Экономика внедрения
Оценка затрат на развитие платформы включает несколько категорий инвестиций. Основные первоначальные затраты включают в себя разработку базовой инфраструктуры (в зависимости от масштаба компании). Интеграция с внешними сервисами, ежегодные расходы на поддержку и развитие составляют 20−30% от первоначальных инвестиций.
Окупаемость проекта наступает в течение 18−24 месяцев при условии внедрения комплексной стратегии монетизации. Поэтапный подход с приоритизацией наиболее маржинальных сервисов позволяет сократить срок возврата инвестиций до 12−15 месяцев.
Окупаемость проекта наступает в течение 18−24 месяцев при условии внедрения комплексной стратегии монетизации. Поэтапный подход с приоритизацией наиболее маржинальных сервисов позволяет сократить срок возврата инвестиций до 12−15 месяцев.
Оставить заявку консультацию
Хотите узнать, как увеличить кросс-продажи?
Оставьте заявку на сайте
Оставьте заявку на сайте
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку предоставленных персональных данных
Все материалы для лизинговой компании